Дамский ли роман "Валькирия"? 11 лет спустя, или На колу мочало
Елена Первушина. Первая часть статьи "Валькирия и Красная ведьма - два образа женской фригидности".
Валькирия. Страх быть взятой. Инвалидизация мужчин.
Сразу поясняю: Ипатову я не читала, второй частью заниматься не планирую. Тут по первой полно всего.
По сути я ответила на это 11 лет назад. :))) Хорошо, не именно на это, а на похожее, что тогда летало по ФИДО - розовые сопли, комплексы девственницы итдитп... "Легенды вырастают из травы" (Проза Марии Семеновой) - статья была опубликована в "Белом Тезисе", спасибо за это
В 1996 году свою версию легенды о валькирии предложила и Мария Семенова. Ее валькирия ― словенская девушка Зима Желановна...
"Валькирия" написана в 1989-91 годы, о чем нетрудно узнать, заглянув в конец любого издания книги. :))) Мелочь, но - многообещающее начало критической статьи.
Но меня сейчас интересует не ратные подвиги героини, а то, как она строит отношения с мужчинами. С детских лет она мечтает о своем принце ― Том, кого она всегда ждет, том, кто сумеет с нею совладать.
Откуда взялось это "сумеет с ней совладать"? Откуда бы ни взялось, точно не из цитаты, которую далее приводит автор статьи. Там речь совсем о другом. "Быть выше и сильнее меня" и "совладать со мной" - есть некая разница, нэ?
Между тем от желающих отбоя нет. Вот один из «сослуживцев» пытается к ней пристать и нарывается на достойный отпор. Однако позже оказывается, что этот сослуживец тяжео боен. И Зима Желановна, сжалившись над ним берется его выхаживать...После этого целительница и исцеленный становятся верными друзьями.
Если кто не понял, речь идет о Блуде. Если кто не читал - о том самом парне, который пришел в дружину больным и скрывал это, чтобы дождаться весны и умереть в бою. "Пытается пристать" - это говорит ей в присутствии всего коллектива (!): "Пойдем, мол, давно я красивых девок..." - явно имея в виду напроситься на драку, раз уж до весны не дожить. Чтобы увидеть здесь любовную линию - хотя бы тень любовных намерений! - надо обладать ОЧЕНЬ острым зрением. Тогда уж и Яруна надо считать с его пьяной шуточкой, и Плотицу с его рассуждениями про ногу и другую конечность (кстати, какие богатые возможности для "инвалидизации" - пожилой одноногий радикулитник!)
Наконец в походе она вместе с боевыми товарищами вылавливает из воду поумертвовго воина. И дрогнуло девичье сердце!.. Удивительно ― чувство так мгновенно вспыхнувшее к «беспомощному и голому» мужчине так же мгновенно увяло, едва он стал на ноги. А уж когда бедняга попытался приударить за ней, в душе Валькирьи не осталось ничего кроме презренья.
А это Некрас. Кто читал, помнит: чувство к нему увяло не тогда, когда он стал на ноги, а тогда, когда он впервые открыл рот и заговорил. ;) Возможно, читатель помнит и то, как именно он "пытался приударить". Вам бы понравилось, милые дамы? Вот и ей не понравилось. Имеет полное право. Да и Голубе, хоть она девушка сильно попроще, в целом вроде бы тоже не очень...
Затем за Валькирией принимается ухаживать младший брат вождя, но он ей тоже не по нраву. До тех самых пор пока... его не убивают.
Во-первых, не "затем", а гораздо раньше. Во-вторых, "не по нраву", мягко говоря, не совсем верное определение. Она его просто не любит. Симпатизирует, уважает, но не любит, так иногда случается. И как следствие - чувство вины, особенно сильное после гибели Славомира. Абсолютно нормальное чувство для всякого человеческого существа, не лишенного совести, и легко объяснимое без привлечения сексуальных комплексов. Ничего иного здесь из текста не вычитаешь, как ни изощряйся.
Скоро внимание нашей героини привлекает другой ― пленный датчанин Хаук. Он правда не умиает и даже не ранен, но зато крепко связан и приговорен к смерти...Впрочем вскоре Хаука отколотили от души, и ему тоже потребовалась помощь Зимы Желановны...Но и «этот Хаук» оказывается не тем. Едва придя в себя он начал строить девушке куры, а она, как мы уже установили, этого очень не любит.
Ага. В четвертом из четырех примеров мы наконец-то находим искомое - влюбленность героини, которая не мерещится критику, а текстуально подтверждается. Хаук - викинг, а викингов Мария Семенова любит. :))) И героиня, естественно, не убереглась. Обаяние, храбрость, нордический акцент, да еще и на свирели играет... Но если по-честному: влюбилась в него Валькирия все-таки за свирель и за спасение отроков, а не за муки-болести. И никаких кур он ей не строил. Вообще никаких, этого нет в тексте. Зато говорил о ней за глаза: стоит мне только свистнуть, сама прибежит. Экая капризная девица - из-за такой ерунды разлюбила таа-акого, слушай, мужчину! :) А как по мне - молодец барышня. И отличный урок подрастающему поколению: не водитесь, девки, с Хауками. Никакая боевая сноровка и никакая свирель не компенсируют бытовой мелкоподлости, вот так-то.
Наконец Валькирия находит своего суженного. Оказывается, они встретились еще на первой странице повести и долгое время сражались бок о бок. Почему же она не обращала на него внимания? Видимо потому, что ему о сих пор не доводилось предстать перед ней в виде отбивной. Зато в финале автор отыгрался по-полной.
Так, ну про вождя все сказано в моей статье 11 лет назад. Зачем нужна была эта любовная линия (линия судьбы, чтобы быть точным, - не в нынешнем, а в тогдашнем смысле слова), почему Мстивоя нельзя было не убивать и не мучить, а заодно какое светлое будущее ждет эту пару - там все есть, повторяться не буду. Переходим к выводам.
Эту черту женской прозы подметила Марианна Алферова и назвала ее «инвалидизацией мужчин». Пусть героиня и мечтает о сильном мужчине, влюбиться в него она способна только когда он отмордован до полной неспособности двигаться, а желательно еще и искаечен, (правда лучше, если шрамы локализуются в душе, чем на теле, ибо автор должен обеспечить любимую героиню полноценной семейной жизнью).Что это? Извечный страх девушки перед брачной ночью? Страх валькирии, что ее лишат ее крыльев и волшебной силы? Подсознательная ненависть к мужчине и ощущение собственной вины? Сознание того, что только рядом со слабым женщина в безопасности? Желание привязать к себе мужчину, заставить испытывать благодарность? Или другие садо-мазохисткие фантазии?
А вот типичная черта женской критики - риторические вопросы, один удивительнее другого. ;) Больше всего мне понравился "извечный страх перед брачной ночью". Ну ребята, честное слово, нельзя же так! Героиня в одиночку ходила на волка, видела страшные травмы, принимала роды. Сейчас вам прямо, она с духом соберется и начнет бояться Ужасного Мужского Члена! За кого вы ее принимаете - за викторианскую барышню, за советскую школьницу? :))) Ее отказ от отношений с мужчинами несколько иной природы. Это для современных эмансипе секс не повод для знакомства, а девушка ты или женщина - не касается никого, кроме гинеколога. В мире "Валькирии" (о чем сама МС писала 150 раз, не меньше) первая ночь - это смена статуса. Если эти вялые формальные слова подходят для ситуации, когда человек умирает и рождается заново. (Почему это было так тогда и не так теперь - тем, кто не понимает, могу объяснить в комментах.) Зимушка, видите ли, вопреки мифам о ее "комплексах", слишком дорожит своей личностью и своим предназначением, чтобы так запросто отказаться от того и другого.
"У этого человека были комплексы" - вот термин кухонно-салонной психологии, который я бы запретила. ;) Давно в нем нет никакой научной подоплеки, это просто интеллигентный способ принизить собеседника (или героя книги). Нет у Зимы никаких комплексов. О своих способностях девица судит абсолютно адекватно: это умею, это не умею, это делаю хорошо, а то вообще не получается. Свой социальный статус она оценивает как низкий (до того, как становится кметем), потому что он и есть низкий. В том мире жить не по правилам и быть вне рода - все равно что сейчас жить в Москве без регистрации. ;) К твоим личным достоинствам это не имеет никакого отношения, но положение твое - плохое, а временами опасное (что и показывает вся линия Зима - Голуба и ее родичи). А то, что она не уверена в своей женской привлекательности - аааа, какая я страшная, меня никто не полюбит, умру бездетной и т.п. - совершенно нормально для дебютантки. ;) Проходит само с возрастом и опытом, специального лечения не требует.
Впрочем, страх остаться одной и умереть бездетной (самое страшное проклятье, по Семеновой) для Зимы гораздо серьезнее, чем для нынешних барышень. Любовь для нее - возвращение к норме жизни, от одиночества к новому роду, и лишиться этого шанса, конечно, страшновато. Надо понимать и уважать.
Или это просто страх перед реальностью, в которой любимый оказывается не Тем, кого ты всегда ждешь, а незнакомым чужим человеком, не похожим на тебя, страх что придется прилагать усилия, долго изучать друг друга, привыкать друг к другу, приходить к взаимопониманию?.. Нет, пусть уж лучше все будет как в сказке: с первого взгляда и до гробовой плиты, причем без малейших усилий.
Самое смешное, что цитата из романа, у автора стоящая на месте отточия, говорит о совершенно противоположном. Другие подробности - см. в моей статье, "Я говорил не о тебе".
Позиция страшно знакомая. Своего принца ждет не одна Зима Желановна, его ждут миллионы современных женщин.
Покажите мне эти миллионы. Лично я гораздо, гораздо чаще встречаюсь с совершенно другой позицией. А у вас, милые дамы, есть знакомые современные женщины, ждущие принца? И если да, то сколько их?
Резюме. Гипотеза об "инвалидизации" анализом текста не подтверждается. Количество раненых мужчин в романе вполне определяется выбранным жанром. (Обратите внимание, в романе о воинах до смерти убит аж один положительный персонаж. Просто невероятная, нечеловеческая жестокость, ага. :))) Поведение героини в упомянутых ситуациях адекватно, сексуальными мотивами определяется по минимуму. Тем, кому эти мотивы "очевидны", могу лишь напомнить анекдот про "доктор, откуда у вас такие картиночки".
Господа, у вас в глазах осколки тролльего зеркальца, знаете об этом? Выньте их. Вы много теряете.
no subject
Ну что тут можно сказать... сама же открытым текстом призналась, что ЕЕ СОБСТВЕННАЯ рука тянется всячески отсадировать мужчину в своем тексте. А потом переложила с больной головы на здоровую. С другими, вестимо, бороться проще, чем с собой-любимой.
Я не большая любительница книг Семеновой именно по той причине, что меня "не устраивает хронотоп". Но ценю ее тексты именно за культурологическую достоверность. И когда начинают искать внутренние вывихи в мире, где все жестко определено ВНЕШНИМИ нормами... нет слов.
Но больше всего меня ушибло то, что это планируется в качестве доклада на Балткон. То есть мне с этим предстоит столкнуться еще и в реале... Господи, пошли мне терпения!
no subject
Ну, а по ссылке - у дамочки там свои проблемы, честно говоря, я даже удивилась, что Вы столько времени и сил на дискуссию с нею потратили.
no subject
Меня семеновский хронотоп устраивает более чем. Я в нем жила, купалась в нем, дышала им и ела его на завтрак. Но, да, заниматься психоаналитик унд психопатологик после того, как автор потратила столько сил на объяснение этих самых внешних причин - немного странно.
no subject
А то, что Зимушка к вождю неровно дышит, угадывают очень многие читательницы. От чьей-то мамы, далекой от фэнтези (в феми-фановских комментах было) до моей дочки, на тот момент десятилетней. :))) Но тут я бы так сказала: пока это не названо любовью, это не любовь. Слово, признание факта очень много значит.
no subject
Помню, были ещё статьи Мартьянова (?) в таком же "психоаналитическом" ключе, только хуже.
no subject
"Дамский ли роман Валькирия?" - Да. Дамский. Потому что дамою написан, потому что дама главная героиня. Снова и снова: а что плохого в дамском романе?
А то, что посадировать персонажа, а потом выдать его героине на выхаживание приятно не только Елене Первушиной - так это ж так и есть. И настолько так и есть, что у этого должно быть объяснение. Причем вне рамок какой-либо патологии. Хотя как раз "Валькирия" под эту тему попадает минимально. Надо еще учесть, что неудивительно, что живя среди воинов, женщине часто приходится иметь дело с ранами и травмами, жизнь такая; а учитывая это, так и вовсе не попадает.
no subject
До пса. Любая из тех, кто его еще не нашел.
no subject
Конечно, не стала бы. Мало ли всего пишут в Интернете, на всякий чих не наздравствуешься, а у меня работы до полуночи. ;) Я свое слово сказала 11 лет назад, а от того, что книги Марии Семеновой не нравятся Фросе Табуреткиной, Марии Семеновой не убудет. Но Лена Первушина себя позиционирует, помимо всего прочего, как критик фантастики, она с этим выступать собирается, и ей аплодируют теффачки. Да еще Елена Хаецкая что-то такое у нее сказала... ну, ее любовь к "язычнице Марии Семеновой" я уже знаю, но все равно расстроилась.
Не дамский, а женский роман, я бы сказала. Дама в меховых штанах и с руками, порепанными кольчугой? Дама - все-таки нет, женщина - да. Потом, когда говорят "дамская литература", подразумевают что-то вроде чиклита, ругательное это слово. А женская литература - нормально.
*Надо еще учесть, что неудивительно, что живя среди воинов, женщине часто приходится иметь дело с ранами и травмами, жизнь такая; а учитывая это, так и вовсе не попадает. *
Во. Лично меня куда больше раздражают произведения, где герои проходят через Великое Молотилово За Добро без единой царапины и с полным комплектом голливудовских зубов. Вот это - таки да маразм. Ну, или сказка.
no subject
no subject
Да, кстати, созвониться бы надо. В частности, насчет санок с ручкой. К нам их завезли еще в октябре, но все какие-то странные. ;)
no subject
Созвониться определенно надо. Я наконец осилила "Овернского клирика", готова его отдать. Смачно готовлюсь изучать вагантов по дороге на вокал. (Только тогда я и читаю...)
no subject
Вот приду домой, сделаю капс Дамы Гвинет Джонс в роли Леоноры-Фиделио с лопатой в руках - долго смеяться будешь. :-)
no subject